Родион Ерошек, соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster рассказывает о том:

Чем отличается мотивация собственников при автоматизации общепита в Украине и Европе и почему в наших ресторанах так много краж

— Какие основные причины побуждают собственника автоматизировать процессы в своем кафе или ресторане?

rodion-poster— Уровень автоматизации заведений общественного питания в Украине и за рубежом существенно не отличается. В Украине автоматизированы порядка 30% заведений. Кардинально отличаются причины, по которым кафе или ресторан хочет вести автоматизированный учет. Так, в Европе очень часто рестораны — семейный бизнес, в котором на кухне, в зале, за барной стойкой работают члены семьи. Они не крадут деньги и сырье у себя же, поэтому для них не стоит задача контролировать движение ингредиентов, проводить инвентаризацию. У нас же собственник редко находится в заведении, хороших управляющих сложно найти, у сотрудников менталитет другой, уровень жизни ниже — все это складывается в невероятно высокий уровень краж. Поэтому в Украине автоматизация — обязательный фактор для ведения бизнеса. Прежде всего, программы для учета используют для контроля кассы и склада, на втором плане остается анализ деятельности, оптимизация.

— Родион, что вы можете сказать об уровне конкуренции на этом рынке в Украине и на Западе?

— Если сравнивать Украину со странами Европы, то рынок автоматизации приблизительно в одинаковом состоянии. В каждой стране есть пара-тройка лидеров в стационарной автоматизации и 1-2 сильных игрока с облачной системой. Также, есть локальные системы, которые поддерживаются местными разработчиками и работают, по большей части, на территории одного города, т.к. установка требует физического присутствия специалистов, а масштабировать этот процесс очень многим компаниям не удалось.

Рынок США очень насыщен продуктами в сфере автоматизации. На angel.com 158 из 288 компаний по рынку Point Of Sale (автоматизированных точек продаж, мест кассира) находятся в Штатах. Помимо работы на местном рынке, самые сильные и финансируемые из них масштабируются на Европу и Азию. Например, Revel Systems.

— Насколько облачные и стационарные продукты отличаются в цене? Доступнее ли подобные продукты на Западе или все относительно?

— Облачные системы за рубежом стоят порядка $100/мес. В Европе уже произошел перелом рынка — переход от стационарных систем к облачным. Например, Orderbird, самая крупная система в Германии около года назад отметила, что их бренд в поисковых системах запрашивается чаще, чем бренд гиганта в сфере стационарной автоматизации.
В Украине стационарные системы пока что преобладают. Стоимость автоматизации одного заведения (включая оборудование и лицензии) составляет от $2000 за локальное решение и $3500+ за решения от иностранных компаний. В случае с облачными системами, оборудование обойдется около $500–600, а подписка порядка $40/мес. Есть решения и за $10/мес, но они сильно уступают по функционалу и качеству сервиса.

— Можно ли сказать, что украинский рынок пойдет по европейскому пути? Какие у вас прогнозы по его развитию?

— Прежде всего, на нашем рынке произойдет переход от стационарных систем к обалчным. Точно так же, как сейчас тяжело найти компанию, которая настраивает собственный почтовый сервер, так и через 2-3 года, тяжело будет найти ресторан, который будет хранить свой сервер для системы автоматизации в подсобке. Вместо этого можно использовать уже готовую инфраструктуру в надежных датацентрах в Европе.

За рубежом рынок идет в сторону открытого API (интерфейс программирования приложений) и интеграций системы автоматизации с другими сервисами для бизнеса, например, онлайн-бухгалтерией, системами лояльности, сервисами по управлению логистикой, интернет-магазинами и т.д. Все крупные компании в США уже запустили свой каталог интеграций. Мы в Poster запустили первый ресторанный Marketplace в СНГ в апреле этого года, постепенно похожие решения начинают появляться у других игроков. Мы ищем проекты или стартапы, которым интересно работать в области API. Мы готовы предоставить API, а для перспективных проектов — отдельного специалиста в помощь. Сейчас мы постоянно меняем и дополняем наш API. У других компаний есть возможность создавать интегрированные с нашим продукты.