Российские ученые из Московского государственного университета смогли приблизиться к созданию суперкомпьютера, разработав уникальный в своем роде фотонный переключатель. Ожидается, что это устройство, работающее на кремниевых наноструктурах, позволит компьютерам в будущем передавать информацию с невероятно быстрой скоростью.

«Нам удалось разработать структуру, в которой также сведена на «нет» роль свободных носителей. Свободные носители – то есть электроны и дырки – в устройствах интегральной фотоники традиционно накладывают серьезные ограничения на скорости преобразования сигналов. Наша работа представляет собой важный шаг для развития активных устройств фотоники – логических элементов, транзисторов» – пояснил один из авторов научной работы Михаил Щербаков. По его мнению, при использовании данных элементов в компьютерах будущего обычные пользователи смогут скачивать из интернета тысячи фильмов одновременно за доли секунд.

Результаты научной работы российских физиков были опубликованы в статье журнала Nano Letters. Созданное учеными устройство представляет собой микроскопический диск, диаметром в 250 нанометров.

Принцип работы фотонного переключателя необычайно прост: ученые направляют на диск два лазерных луча, которые выступают в реакцию с кремниевыми наночастицами. Если импульсы проходят через диск одновременно, то один из них гасит другой за счет двухфотонного поглощения. Если импульсы разделяет пауза в доли наносекунд, то взаимодействия между ними не происходит и второй проходит сквозь диск без поглощения.

Читайте также: Новости Новороссии.

blank