Небрежно одетый мужчина проводит презентацию перед грузовиком.
Увеличить / Председатель совета директоров Nikola Тревор Милтон представляет грузовик Nikola One в декабре 2016 года.

Тревор Милтон, основатель стартапа по производству электрических грузовиков Nikola, ушел с работы в качестве исполнительного председателя компании в воскресенье — вступает в силу немедленно. Акции Николы упали после новостей и в настоящее время торгуются по цене около 28 долларов за акцию, что на 18 процентов ниже.

Отставка Милтона произошла всего через 10 дней после того, как отчет об исследовании разорвавшейся бомбы показал, что Милтон не говорил правды в 2016 году, когда он представил первый продукт компании, Nikola One, и заявил, что он «полностью функционирует». В отчет фирмы Hindenburg Research, занимающейся короткими продажами Также выяснилось, что грузовик Nikola One, который в рекламном ролике 2018 года, казалось, ехал по шоссе своим ходом, на самом деле катился с холма. На прошлой неделе Nikola признал, что Nikola One так и не заработал.

Разоблачения Гинденбурга оказали на руководство Николы огромное давление. Как сообщается, Комиссия по ценным бумагам и биржам и Министерство юстиции открыли расследования в возможное мошенничество со стороны компании. На выходных Милтон предложил (по его словам, добровольно) уйти с поста исполнительного председателя, и правление Николы приняло его предложение. Милтон также откажется от своего места в совете директоров Николы.

Никола выбрал бывшего руководителя GM Стивена Гирски своим новым председателем. Марк Рассел останется генеральным директором. До сих пор у Рассела была более низкая репутация, чем у обычного генерального директора, а Милтон выступал в качестве лица компании. Пока неясно, возьмут ли на себя роль Милтона как фактического лидера Николы, Рассел или Гирски.

Читайте также:
Запуск серии iPhone 12 отложен - TSMC может скорректировать поставки процессоров Apple A14

An Регистрация SEC говорит, что Милтон отказывается от своих претензий на 4,9 миллиона неинвестированных акций Nikola на сумму около 130 миллионов долларов. Однако он получит ускоренное вложение еще на 600 000 акций на сумму около 16 миллионов долларов. Милтону принадлежит более 90 миллионов акций Nikola на сумму 2,5 миллиарда долларов в текущих ценах, так что это небольшие цифры по сравнению с его существующей долей в компании.

В контракте Милтона о выходе оговаривается, что он откажется от претензий на консультационный контракт на 20 миллионов долларов и вместо этого проконсультирует Николы свободно до конца года. Никола также заплатит 100000 долларов за личную охрану Милтона в течение следующих трех месяцев.

Борьба Николы не окончена

Защитники Николы утверждают, что обман, раскрытый Гинденбургом, — старая новость, потому что Никола давно отказался от планов по коммерциализации Nikola One. В последние годы компания Nikola сосредоточила свои усилия на разработке новых продуктов: полуприцепов Nikola Two и Nikola Tre, а также пикапа Nikola Badger.

Никола делает есть действующий прототип по крайней мере Николы Два. Более того, теперь у компании есть партнерские отношения с известными производителями грузовиков, такими как Bosch, Iveco, и GM для разработки и производства своих новых грузовиков. Так что нам не нужно беспокоиться о том, что новые грузовики Nikola буквально испорчены, как и оказался Nikola One.

Ключевой вопрос, однако, заключается в том, будет ли Nikola иметь какое-либо особое преимущество перед признанными производителями грузовиков — либо в возможностях грузовиков, либо в способности выгодно вывести их на рынок. Например, в случае с Nikola Badger компания Nikola передает не только производство грузовика на аутсорсинг, но и большую часть дизайна грузовика. и его трансмиссия.

Читайте также:
Присоединяйтесь к форумам Google Pixel 5, Pixel 4a 5G, Samsung Galaxy S20 FE, Galaxy M51 или Red Magic 5S

Непонятно, что Никола приносит к столу, кроме мешка с деньгами и торговой марки. И простая продажа версий грузовиков других компаний с новой торговой маркой не кажется рецептом долгосрочной прибыльности.

Может ли водород спасти Никола?

Сторонники Nikola указывают на уникальную бизнес-модель компании, основанную на водороде, как на ключ к успеху Nikola. Вместо того, чтобы напрямую продавать водородные грузовики клиентам, Никола планирует сдавать грузовики в аренду клиентам с водородным топливом и контрактом на техническое обслуживание.

Это кажется потенциально умной бизнес-моделью. С точки зрения клиента, аренда грузовика и получение заранее установленной цены на водород снижает риски перехода на водородную технологию, особенно в случае непроверенного запуска.

С точки зрения Николы, лизинговая модель обеспечивает гарантированную клиентскую базу для сети водородных заправочных станций, которые она планирует построить вдоль основных автомагистралей. Кроме того, подобная комплексная услуга может в конечном итоге позволить компании Nikola получать более высокую прибыль с каждого проданного грузовика.

Но и здесь большой вопрос заключается в том, действительно ли у Nikola есть какие-то уникальные возможности для реализации своего амбициозного видения. Планируемая сеть водородных заправочных станций еще не существует, и неясно, есть ли у Николы возможности для ее строительства. Милтон заявил, что Никола снизил стоимость производства водорода с 16 до 4 долларов за килограмм (в несколько интервью, он назвал еще более низкие цифры). Но он не представил много доказательств в поддержку этих утверждений.

Читайте также:
Apple поймала переработчика электроники, незаконно перепродающую более 100000 iPhone, iPad и часов Apple

Конечно, вы можете подвергнуть аналогичной критике любой стартап, рекламирующий новую, непроверенную технологию или бизнес-модель. Но здесь важно доверие к основателям стартапа. История обмана в прошлом мешает инвесторам поверить в новые обещания компании.

Но до сих пор Никола, кажется, сохраняет ядро ​​истинных сторонников своего видения. Текущая цена акций Nikola, составляющая около 28 долларов, существенно ниже максимума в 50 долларов, достигнутого, когда Никола объявил о сделке с GM в начале этого месяца. Но цена акций Николы по-прежнему оценивается в 10 миллиардов долларов — удивительная цифра для компании, которая еще не поставила клиентам ни одного грузовика.