Это фермерское поле когда-то было мощной цитаделью в Норвегии железного века.


    Это фермерское поле когда-то было мощной цитаделью в Норвегии железного века.

    В июне археологи начали раскапывать корабль викингов на фермерском поле в восточной Норвегии. Корабль возрастом от 1000 до 1200 лет, вероятно, был могилой местного короля или ярла, и когда-то он лежал под монументальным курганом. В результате проведенного в 2018 году радиолокационного обследования местности под названием Гьелестад на плодородной прибрежной равнине Викилетта было обнаружено захороненное судно.

    Норвежский институт исследований культурного наследия (NIKU) объявил о находке корабля в 2018 году, а ранее в 2020 году объявил, что летом начнутся раскопки, чтобы спасти судно от древесного грибка. Недавнее исследование археолога NIKU Ларса Густавсена и его коллег является первой академической публикацией результатов исследования, и оно включает в себя ранее объявленное захоронение корабля Гьелестад, а также другие древние гробницы и здания. В недавно опубликованной статье радарные изображения показывают призраки древнего ландшафта, окружающего царскую гробницу: фермерские дома, пиршественный зал и столетние курганы.

    В целом, погребенные сооружения предполагают, что за несколько веков, по крайней мере, с 500 г. до н.э. до 1000 г. н.э., обычное прибрежное сельское поселение каким-то образом превратилось в важный центр власти на пороге эпохи викингов.

    В 2018 году археологи из NIKU обследовали поля Гьелестада с помощью георадара, установленного на передней части вездехода. Они открыли забытый мир железного века под посевами и пастбищами. На радиолокационных изображениях дюжина призрачных колец отмечает рыхлую почву, заполняющую канавы, некогда окружавшие курганы. Почтовые ямы и фундамент стен прослеживают нечеткие очертания по крайней мере трех бывших фермерских домов, а также более крупного здания, которое могло бы быть залом для пиршеств железного века.

    Там местный землевладелец проводил праздники, политические собрания и некоторые религиозные собрания (хотя другие проводились на открытом воздухе). Настоящий банкетный зал – не то, что было бы у большинства ферм или небольших общин; только богатые и могущественные землевладельцы могли построить такой дом или имели бы для этого какие-либо причины. Зал обозначил бы Гьелестад как важное место встречи религиозных мероприятий и бизнеса, а также как центр политической власти для всего региона.

    На радиолокационных изображениях видны столбовые ямы, в которых когда-то были широкие массивные опоры, стоящие двумя параллельными рядами по центру 38-метрового здания с двумя большими комнатами в центре. Это необычно велико для фермерского дома, но как раз для пиршественного зала. А прямо через забор от зала, на востоке, стояли четыре больших кургана, в том числе могила корабля Гьеллестад.

    Связь с землей была очень важна в скандинавской культуре. Люди считали очень важным поддерживать связь с землей, например, где похоронены их предки. Все постройки в Гьеллестаде были бы сильным заявлением о том, что правящая семья владела своими землями и их власти в бурные века, предшествовавшие эпохе викингов.

    Местная усадьба делает ее большой

    Планировка банкетного зала – в частности, то, как его стены слегка изгибаются наружу – предполагает, что он может датироваться примерно между 500 и 1100 годами нашей эры. Невозможно быть более точным, не раскапывая артефакты до радиоуглеродной даты, но, судя по сравнению с другими памятниками, самые большие курганы на этом месте, включая могилу корабля, вероятно, относятся к тому же периоду времени.

    К тому времени общине в Гьелестаде, вероятно, было несколько столетий, поскольку она начиналась как более обычная фермерская община с довольно типичным кладбищем курганов поблизости. Радиолокационная съемка 2018 года выявила следы кольцевой канавы девяти небольших курганов (от 7 до 11 метров шириной) в Гьелестаде, и археологам уже было известно о десятках других курганов примерно в километре от этого места.

    Эти курганы, вероятно, могли содержать мертвых предков тех, кто жил и занимался сельским хозяйством поблизости. Один курган в Гьелестаде, получивший название M8, может на самом деле принадлежать женщине; его длинный овал напоминает могилы женщин с других курганных кладбищ железного века в Норвегии. Радиолокационные изображения показывают особенности, которые могут быть настоящими могилами, захороненными в центре бывших курганов.

    И изображения достаточно подробны, чтобы показать буквальные слои истории под полями восточной Норвегии. Густавсен и его коллеги могли видеть, что люди в Гьеллестаде построили свои большие курганы, перекрывающие стороны более мелких курганов. Это говорит о том, что первыми были курганы поменьше.

    «Это могло быть просто результатом совпадения или практических обстоятельств», – сказал Густавсен Ars. «Другая интерпретация состоит в том, что это способ ассоциировать себя с существующим кладбищем или, возможно, как более убедительное заявление, когда приходящая элита хочет утвердиться в ландшафте и делает это, помещая свои курганы поверх существующих».

    Опять же, невозможно точно сказать, сколько лет тому или иному из курганов, не раскопав их, но более крупные из них, вероятно, датируются столетиями, непосредственно предшествующими и во время эпохи викингов, с 500 по 1100 год нашей эры, на основе сравнения с другими памятниками. Меньшие курганы могут быть на несколько веков старше этого. По крайней мере, два фермерских дома могут быть того же возраста, что и меньшие курганы, в зависимости от их планировки.

    Работа в процессе

    По словам Густавсена, раскопки корабля Gjellestad могут занять еще около месяца. Корабль Gjellestad предлагает археологам первый шанс раскопать и изучить скандинавский корабль более чем за столетие. Это одно из четырех захоронений кораблей в Скандинавии, включая захоронение, обнаруженное в прошлом году в ходе аэрофотосъемки в западной Норвегии. Осталось всего около 19 метров корпуса судна, но при «жизни» он составлял, вероятно, 22 метра от носа до кормы – настоящий морской корабль, который в конечном итоге доставит викингов к берегам от Гренландии до Константинополя.

    Между тем Густавсен надеется, что сможет провести более глубокие радиолокационные исследования ландшафта вокруг Гьелестада, чтобы попытаться понять больше о том, как курганы, фермерские дома и пиршественный зал вписываются в большой мир Норвегии железного века.

    «Что произойдет с этим участком и с этим конкретным месторождением в будущем, не ясно», – сказал Густавсен Ars. Эти открытия произошли потому, что в 2017 году местный фермер подал на разрешение рыть дренажную канаву на одном из своих полей. «Землевладелец положительно отнесся к процессу, был проинформирован и вовлечен с самого начала», – сказал Густавсен. «В настоящий момент землевладельцу выплачивается компенсация за потерянный доход, но, очевидно, это не может продолжаться вечно».

    Люди, которые сегодня обрабатывают равнину Викилетта, знают, что ходят по домам, залам, местам проведения ритуалов и могилам прошлых веков. Большинство курганов и стоячих камней, которые когда-то усеивали пологий ландшафт, исчезли под плугами 19-го века, но современные фермеры иногда находят артефакты на своих полях, а посевы имеют тенденцию расти выше и зеленее над закопанными канавами.

    Археологи, раскопавшие корабль Гьелестад, работают практически в тени одного из крупнейших курганов в Скандинавии, известного как Курган Желе, вероятно, место упокоения правителя железного века. Как и большая часть древнего ландшафта региона, он отошел на задний план современной жизни. «Возможно, это было немного забыто – это было то, что вы проезжали по автостраде по пути в Швецию», – сказал Густавсен Ars. «Надеюсь, люди со временем начнут рассматривать эти сайты как ценные активы, которые могут обогатить место».

    Античность, 2020 DOI: 10.1584 / aqy.2020.39 (О DOI).

    Предыдущая статьяSilverStone FX500 – Маленький блок питания с большой корой
    Следующая статьяБесперебойная автомобильная зарядка приходит в Electrify America с функцией Plug & Charge
    Александр Владимирович
    Главный редактор издания ITBusiness. Эксперт по SDN, Cloud Computing, авиабезопасности и BigData