Неандертальцы использовали технологию каменных орудий, которая когда-то считалась эксклюзивной для Homo sapiens

Blinkhorn et al. 2021 г.

Запутанная история homo sapiens и неандертальцы в Леванте (территория вокруг восточной оконечности Средиземного моря) стали еще более сложными. Палеоантропологи недавно определили зуб из пещеры Шукба, в 28 км (17,5 миль) к северо-западу от Иерусалима, как коренной зуб неандертальца. Это делает Шукбу самым южным следом неандертальцев, когда-либо найденным, а также связывает наших вымерших родственников с технологией каменных орудий, ранее считавшейся эксклюзивной торговой маркой homo sapiens.

Левант был одной из первых областей, которых достигли гоминины, когда они начали распространяться за пределы Африки, и археологические данные свидетельствуют о том, что раннее распространение происходило в виде серии волн. На некоторых участках слои артефактов показывают, что представители нашего вида жили там какое-то время, прежде чем их заменили неандертальцы, и наоборот. Это был географический перекресток, и, как и все подобные места, его история динамична и сложна, и ее может быть трудно собрать воедино из кусочков кости и камня, оставленных позади.

Часто каменные орудия являются лучшей подсказкой археологов о том, кто и когда жил на этом месте. Есть много способов превратить кусок кремня в нечто полезное, например, скребок или ручной топор, и археологи распознают разные культуры на основе тонких различий в этих методах и форме полученных инструментов. Один из подходов к изготовлению инструментов, позволяющий получать отличительные каменные наконечники, называется нубийским леваллуа. Это одна из нескольких вариаций общей темы – отслаивания отщепов от подготовленного каменного стержня для изготовления инструмента. Еще одна вариация на эту тему – мустьерские технологии, которые обычно можно найти на стоянках неандертальцев в Западной Европе. Нубийские леваллуазские орудия, как правило, находят на территориях от юга до северо-востока Африки.

До недавнего времени археологи предполагали, что нубийский леваллуа был товарным знаком нашего вида в Африке и Леванте, а мустьерский – товарным знаком неандертальцев. Но коренной зуб неандертальца (обнаруженный археологом Джимбобом Блинкхорном из Ройал Холлоуэй, Лондонский университет и его коллегами) был похоронен в слое осадка вместе со смесью мустьерских и нубийских леваллуазских инструментов. «Это первый случай, когда они были обнаружены в прямой связи с окаменелостями неандертальцев, что предполагает, что мы не можем провести простую связь между этой технологией и homo sapiens– сказал Блинкхорн.

Делаем гору из моляра

Одинокий зуб из Шукбы – первый нижний моляр – большую часть прошлого века хранился в частной коллекции сэра Артура Кейта. В конечном итоге он был передан в дар Музею естественной истории в Лондоне, поэтому археологи только недавно начали внимательно изучать его. «В целом окаменелости гомининов редки, и поэтому это была фантастическая возможность изучить эту находку более подробно и сделать более широкие сравнения с популяциями неандертальцев в юго-западной Азии», – сказал Блинкхорн Ars.

Блинкхорн и его коллеги использовали компьютерную томографию (КТ) для измерения внутренней и внешней формы и структуры зуба. Они сравнили эти формы и размеры с другими неандертальцами и homo sapiens моляры из юго-западной Азии. В конце концов, зуб явно принадлежал к категории моляров неандертальцев.

И рассматриваемый неандерталец, похоже, был маленьким ребенком, вероятно, около 9 лет, только что вставлял свои первые постоянные зубы. Первый коренной зуб обычно является одним из первых постоянных зубов, которые прорастают, а этот почти не проявлял никаких признаков износ, что говорит о том, что он был довольно новым. Пока что попытки получить древнюю ДНК из зуба не увенчались успехом:

«Предыдущая группа пробовала это, и просверленное отверстие видно на изображении зуба, но, насколько мне известно, это было безуспешно», – сказал Блинкхорн Ars.

В том же слое осадка, что и зуб, археологи, проводившие раскопки в Шукбе в 1928 году, нашли древние очаги и каменные орудия труда. Блинкхорн и его коллеги внимательно изучили записи тех ранних археологов и найденные ими инструменты, и оказалось, что многие из них были сделаны в стиле нубийских леваллуазцев.

«Иллюстрации коллекций каменных орудий из Шукбы намекают на присутствие нубийских леваллуазских технологий, поэтому мы пересмотрели коллекции для дальнейшего изучения», – сказал Блинкхорн. «В конце концов, мы обнаружили гораздо больше артефактов, произведенных с использованием метода нубийского леваллуа, чем мы ожидали».

Находка окаменелостей рядом с каменными орудиями относительно редка, но когда это происходит, древние гоминины напрямую связываются с вещами, которые они создавали и использовали. Археологи полагаются на эти редкие ссылки, чтобы идентифицировать создателей каменных орудий в других местах, где не сохранились окаменелости. Технологии каменных орудий, связанные с определенным видом или культурой гомининов, помогают археологам отслеживать, как, где и когда первые люди перемещались по миру.

Но моляр в пещере Шукба предполагает, что на самом деле все не так просто. «Это исследование … своевременно предупреждает об отсутствии прямой связи между конкретными гомининами и конкретными технологиями изготовления каменных орудий», – сказал соавтор исследования Саймон Блокли, археолог из Королевского Холлоуэя, Университетского колледжа Лондона.

Та же идея, разные времена и места

Блинкхорн, специализирующийся на каменных орудиях, сказал Арсу, что неандертальцы, вероятно, изобрели метод нубийского леваллуа самостоятельно, отдельно от групп людей. Х. сапиенс которые также изобрели эту технологию в разное время и в разных местах. Если он прав, то это похоже на то, как человеческие культуры по всему миру независимо друг от друга пришли к одним и тем же решениям для других технологических проблем, от пирамид до луков и стрел и рыбалки.

«В Африке есть свидетельства множества независимых инноваций технологии нубийского леваллуа. Его идентификация в южной части Африки не связана с его появлением в северной / восточной Африке », – сказал Блинкхорн Ars. «Учитывая общую предысторию использования других леваллуазских методов, самое простое объяснение состоит в том, что неандертальцы также отдельно разработали нубийские леваллуазские методы.

Конечно, возможны и другие сценарии, особенно с учетом совпадения и смешения видов гомининов в Леванте в то время. Как всегда в археологии, необходимы дополнительные доказательства, чтобы сделать более подробные выводы.

Научные отчеты, 2021 г. DOI: 10.1038 / s41598-001-822576 (О DOI).

Предыдущая статьяFeywild Neverwinter был “ полностью перестроен с нуля ” для Шарандара