Проблема способности каждого человека к самосозданию в фокусе английского философа-анархиста ХIХ столетия У. Годвина
Конец XVIII – начало ХIХ столетия, по мнению Дж. Пассмора, англоязычного исследователя феномена самосовершенствования личности, который первым попробовал осуществить его полноценное осмысление в историческом ракурсе, знаменует собой новый этап в понимании проблемы способности каждого человека к самосозданию.
Так, Уильям Годвин (1756-1836), английский философ-анархист ХIХ столетия, обсуждая вопрос о том, что каждый отдельный человек имеет набор талантов, которые предоставляют ему возможности учиться для выполнения определенных функций, утверждает: “Не учитывая идиотов и экстраординарные случаи, каждое человеческое существо наделено способностями, и если они правильно направлены, то сделали бы его способным, умным на том пути, что ему наиболее подходит”.
Это делает возможным, продолжает философ, для каждого человека “создавать что-то настолько совершенное в своем роде, что преобладает над всем другим в этом роде”. Тогда каждый человек может, таким образом, тренироваться и стать технически совершенным в каком-то индивидуальном отношении. В первой половине ХIХ столетия Годвин выдвинул тезис: “если каждый отдельный человек способен к самосовершенствованию, то и человек как таковой способен к самосовершенствованию. Поскольку человек как таковой является просто абстракцией, то есть человечество состоит из индивидуумов, то доказывать, что каждый человек способен к самосовершенствованию, значит доказывать, что и все человечество способно к самосовершенствованию”.
Однако не все до конца понятно с терминологией и этим аргументом, потому что человек может самосовершенствоваться положительно, с точки зрения общезначимой морали, но может направить свои усилия на достижение определенных собственных эгоистичных потребностей, которые могут иногда противоречить общепринятым в обществе нормам; когда же философ проникается вопросом о самосовершенствовании человека, то он как само собой имеет в виду, что самосовершенствование не идет в худшую сторону, и впадает в противоречие с действительностью в огромном количестве случаев. Кроме того, идея абсолютного самосовершенствования теряет постепенно свою значимость: “способный к самосовершенствованию человек не значит способный довести себя до абсолютного совершенства. Способность к совершенствованию значит, что человек способен непрерывно и постоянно становиться лучшим и лучшим”, – писал Годвин в 1796 году.
Сама природа человека, по словам У. Годвина, исключает эту идею, потому что человек так создан, что сколько бы не жил, он будет чему-то учиться. Нет такого понятия, как “совершенный человек”, если под этим понимать, что у человека уже нет потенциала для улучшения. Есть, однако, такое понятие, как человек, который самосовершенствуется, – это и человек, который добивается морального совершенства, и такое понятие, как способность к усовершенствованию – это способность личности стать лучше в моральном плане.
Конечным итогом философов, которые придерживались годвиновской точки зрения, был такой: “не существует такой субстанции, как совершенство, если понимать ее как состояние, которого достигают раз и навсегда, при достижении которого, человек может наконец оставаться неизменным; идея абсолютного совершенства может иметь последствиями абсурдность и противоречие”. Следовательно, доктрину самосовершенствования с этого времени можно определить так: все люди способны к самосовершенствованию, у самосовершенствования нет пределов .