О казачьих танцах сибирских регионов и их инструментальной музыке написано немало – многие труды известных исследователей культурного наследия посвящены казачьей музыкальной и танцевальной драматургии. Славянская музыка, слушать которую можно по ссылке в хорошем качестве является ритмической основой казачьих танцев. Именно через танец и песню сибирские казаки транслировали свой духовный опыт и удовлетворяли эстетические, а также коммуникативные потребности, выражали свою национальную принадлежность и идентификацию.
Все это обусловлено тем, что именно танец, как наследие культуры сибирских казаков и образ народности, самобытное проявление больше понятен человеку. При этом именно танец был тем первым языком общения между народами, его понимали даже раньше слов – образов. В понимании многих древних и современных философов ритмические, танцевальные движения пользуются с целью прямой трансформации сознания, полного и всестороннего открытия духовного мира и восприятия. И культура и этнос сибирских казаков в том числе не есть исключением.
Традиционно танец и сама хореография сибирских казаков развивалась на основе русского народа и коренного населения Сибири, которую населяли буряты и якуты, хакасы и тувинцы. В самом начале своего становления на новых территориях казаки пытались сохранить свою самобытность и фонд, но постепенно и он подвергался определенному влиянию и потому в результате ассимиляции традиционных культур других этносов преобразовался в нечто новое.
Сибирское казачество, взаимодействуя и ассимилируя с другими культурными этносами и народностями Сибири, не только влияло на их культуру, но в себя вбирало элементы их быта и традиций. Так и зарождались основные специфические субкультуры Сибирского казачества, находящие свое отражение в танцевальной культуре.
С одной стороны многие ученые и исследователи культурного наследия казаков нет сомнений в том, что сибирские казачьи танцы существуют как таковые. С иной же стороны возникают закономерные вопросы о сути и сущности танцев сибирских казаков. В данном вопросе многие эксперты говорят, что для древних танцевальных культур характерным было выражение трудового процесса, да и сам он выполнял не просто эстетическую, а магическую и терапевтическую функции. Сама же танцевальная культура сибирских казаков относится экспертами к культуре позднего этапа формирования и в ней не доминируют указанные выше функции.
Само включение танца в культуру сибирских казаков на раннем этапе шло под доминирующим знаком силы и ловкости, ловкости истинных воинов и виртуозности движений. В таком ракурсе танец и музыка скорее воплощали в себе не просто звуковую среду, а служили элементом военной подготовки.
Именно через танец и ритм идет воспитание воинов, формирование их координации движений и сила, ловкость и военный дух. Именно это и считалось основной, ведущей задачей в танцах сибирских казаков – военные танцы занимали особое место в культуре народа, выступая таким себе механизмом и формой трансляции культурного опыта и наследия.
В этих своеобразных и красиво обставленных обрядах и обрядовых танцах отразились многие техники и тактика ведения войны, именно в таких танцах казаки показывали все свое мастерство воина, даже жесткость и жизнеутверждающее свое начало. Сегодня такие военные танцы выступают в роли эталона военной культуры, идущие наравне со старинными военными обрядами. Но не военными танцами едиными славиться танцевальная культура сибирских казаков.
Наряду с военными танцами эксперты выделяют и общую для русской культуры направленность в танцевальном наследии сибирских казаков. Ритуалы и праздники, игры, существующие у сибирских казаков, имеют в себе старинные славянские корни, что подчеркивает их единение и единство, идентичность с культурой и обычаями русского наделения. Тем не менее, с учетом ассимиляции в иные этносы танцы приобрели свой неповторимый и особый окрас, неповторимые особенности. Потому основу танцевальной культуры казаков Сибири составил русский народный танец, дополненный стилистическими особенностями и чертами сибирского региона.
Если прижимать все сказанное за основу, танцы сибирских казаков можно условно поделить на две отдельные группы. В первую многие эксперты относят именно общерусские танцы, которые выступают первоначальной основой танцевальной культуры сибирских казаков. Во вторую группу относят именно военные, самобытные и неповторимые военные танцы сибирского казачества.
Если рассматривать более предметно вопрос о танцевальной культуре сибирских казаков, то можно отметить, что первая группа представлена самыми разными и отличающимися между собой танцевальными жанрами, со своей спецификой и манерой их исполнения русского танца. А вот вторая группа представляет в большинстве своем преимущественно военные танцы и пляски, сформированные под властью постулатов и принципов военного казачества.
Сегодня же реализация казачьего танцевального компонента в современной хореографии дала прекрасную возможность расширять и обновлять репертуар многих творческих коллективов казачьей школы танцев. Само направление в танцевальной культуре и хореографии отмечается ростом популярности и не только в рамках школьных, но и городских и регионального уровня мероприятиях. Все это позволяет говорить о росте и реализации самобытной культуры сибирского казачества, которая перешла с этапа самовыражения до уровня воспитательного метода, формирующего нравственные и эстетические, патриотические нормы и принципы.
Заходите на портал “Славянскiй МIРЪ”, чтобы более глубоко погрузиться и насладиться культурой славян.