Samsung работает над новой гарнитурой смешанной реальности (XR) уже как минимум год. Компания подтвердила намерение построить “следующий опыт XR” во время первого мероприятия Unpacked в 2023 году более года назад, а окончательный продукт может поступить в продажу до конца 2024 года. Запуск новой линейки продуктов всегда звучит захватывающе, но опять же, это почти похоже на Samsung готовится присоединиться к уже обанкротившемуся сегменту рынка.
Идея виртуальной реальности не нова. Десятилетиями все ждали появления виртуальной реальности, но когда бы она ни случилась, она так и не завоевала массовую привлекательность. Производители считали, что дополненная реальность и смешанная реальность могут стать ответом на успех, и Apple последовала той же логике со своей первой гарнитурой смешанной реальности Vision. Pro.
Тем не менее, несмотря на силу бренда Apple, Vision Pro похоже, дела идут не так хорошо, как все надеялись. Кажется, мы находимся в состоянии постоянного дежавю, когда каждое новое решение VR и AR не может реализовать концепцию расширенной реальности.
Является Samsung планируете присоединиться к неудачному сегменту?
Apple должна была оживить рынок гарнитур XR своим Vision Pro, но не похоже, что на этот раз компании удалось сотворить чудеса. Согласно новому отчету со ссылкой на аналитика Минг-Чи Куо (через Forbes), Apple снизила свой годовой прогноз по Vision Pro от 800 000 до примерно 400 000-450 000 единиц.
Кроме того, аналитик считает, что Apple отложила планы по выпуску еще одного Vision. Pro модель в 2025 году. Возможно, компания уже решила, что Vision Pro это коммерчески неудачный эксперимент.
Что касается других брендов, Sony больше не производит гарнитуры PSVR2, поскольку никто не покупает их в достаточном количестве. А одно из самых популярных решений XR, Meta Quest, не может поддерживать интерес пользователей после того, как они купили гарнитуру и пережили период медового месяца.
Производители VR и AR-гарнитур занимаются этим уже много лет, но им не удалось по-настоящему популяризировать эти технологии и сделать их массовыми. Люди быстро забывают о VR и AR, как только исчезает вау-фактор, и даже Apple, похоже, не смогла сделать эту технологию массовой.
И сейчас, Samsung готовится присоединиться к сегменту XR со своим собственным решением. Такое ощущение, что компания планирует провалиться, но опять же, больше ничего особенного. Samsung сможет сделать. XR может однажды стать мейнстримом, и Samsung захотят оставаться конкурентоспособными на раннем этапе и стать одним из первых разработчиков технологий.
Почему VR и AR еще не завоевали популярность?
Мы могли бы бесконечно размышлять о том, почему гарнитуры VR/XR так и не стали массовым продуктом, но, на мой взгляд, все они недооценивают, насколько важны для людей комфорт и простота использования.
Гарнитуры XR могут застрять в бесконечной петле противоречий. Они стремятся погрузить пользователей в виртуальную или дополненную реальность, но реальные реалии самих гарнитур игнорировать невозможно.
Гарнитуры VR/XR неудобны в использовании и имеют множество предостережений. Они вызывают напряжение глаз при длительном использовании; людям, носящим очки по рецепту, нужны линзы VR/XR по рецепту; гарнитуры не предлагают общий опыт с другими людьми вокруг вас; гарнитуры могут сделать ваше лицо похожим на очки для подводного плавания; у них узкое поле зрения и обычно плохое качество периферического зрения; у большинства гарнитур все, кроме центра изображения, выглядит размытым; и в целом гарнитуры XR — это всего лишь худшая замена вашим собственным чувствам и зрению. Срок службы батареи портативных устройств также ужасен.
Как только вы преодолеете вау-эффект от того, что некоторые AR-объекты плавают вокруг вас или взаимодействуют с вашим окружением, вы начинаете видеть все упомянутые выше недостатки, и их невозможно игнорировать. В конце концов, пользователи XR понимают, что любой другой компьютер, от смартфонов до настольных компьютеров, намного проще и удобнее в использовании, и с ним меньше проблем и головной боли.
Я считаю, что этот тип технологии дополненной реальности никогда не станет массовым в своем нынешнем виде. Люди всегда предпочтут комфорт и удобство экрана телевизора, смартфона, ноутбука, ПК или планшета всем неудобствам и препятствиям, с которыми сталкиваются гарнитуры XR.
Разработчики игр, которые пытались создать VR-опыт в 90-х годах, не смогли пробиться в мейнстрим по тем же причинам. В конце концов, людям было удобнее и приятнее взять в руки игровой контроллер и играть в игры на телевизоре, чем сталкиваться с проблемами производительности, громоздкими приспособлениями, привязанными к головам, напряжением глаз и многими другими недостатками.
Пока технология XR не станет такой же цельной и удобной, как обычные рецепты или солнцезащитные очки, XR останется рынком для энтузиастов с достаточным располагаемым доходом и желанием оставаться на переднем крае технологий уровня прототипов.
Но я очень сомневаюсь, что эти гарнитуры станут чем-то большим, чем они есть сейчас. У них слишком много недостатков и неудобств, которые всегда мешают пользователям по-настоящему почувствовать, что они «увеличивают» свою реальность. Прямо сейчас использование гарнитур XR больше похоже на то, что мешает восприятию реальности. Их проблемы можно поначалу игнорировать в период медового месяца, но эти неудобства всегда постепенно станут частью основного опыта и оттолкнут людей.
В заключение, возможно Samsung не собирается присоединяться к терпящему крах рынку, но и не собирается ничего менять или делать XR своим новым вектором роста наряду со складными телефонами и интеллектуальными носимыми устройствами. Samsung просто будет идти в ногу с другими OEM-производителями, которые надеются, что однажды XR превратится в нечто гораздо большее. Но пока этого не произошло, похоже, что рынок XR скорее тупик, чем что-либо еще.